Участники Выставки-конгресса «Защита от коррозии» обсудили разработки ведущих НИИ, практики крупных компаний, новые технологии в сфере антикоррозийной защиты и другие актуальные вопросы.
На полях Выставки-конгресса «Защита от коррозии состоялась международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы противокоррозийной защиты».
Конференцию открыл Андрей Анисимов, заместитель генерального директора по научной работе, начальник научно-производственного комплекса «Неметаллические материалы и защита от коррозии» НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей».
Он отметил, что сегодня существуют два типа защиты от морской коррозии: пассивная (протекторная) и активная (анодная). НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей» создал протекторные сплавы, которые применяются на гражданских судах и военных кораблях ВМФ.
Анодная система защиты является электрохимической. Она используется не только на судах, но и на морских буровых платформах в нефтегазовой отрасли. Так, на платформу «Приразломная» было установлено более 120 таких анодов.
«Система эксплуатируется уже несколько лет и до сих пор находится в рабочем состоянии. Исследования подводной части платформы «Приразломная» показали, что она не имеет коррозийных и механических повреждений и может эксплуатироваться еще длительное время», — отметил Андрей Анисимов.
Как рассказал начальник отдела труб и антикоррозийных покрытий ООО «НИИ «Транснефть» Павел Ревин, в компании «Транснефть» начали испытания новой технологии — антикоррозийных покрытий подводного нанесения.
Павел Ревин отметил, что «Транснефть» обладает собственной программой исследований и внедрения антикоррозийных технологий. Кроме того, у компании есть собственный лабораторный центр в Уфе, где можно моделировать процессы почвенной и морской коррозии. После этого новые материалы и технологии проходят натурные испытания. Одна из таких технологий — антикоррозийные покрытия подводного нанесения.
«Традиционно покраска объектов проводится в сухих условиях в кессонах, установка которых значительно дороже самого покрытия, а в некоторых случаях кессон вообще невозможно поставить. Поэтому существует такой экзотический класс покрытий, которые наносятся водолазами», — рассказал Павел Ревин.
Сегодня «Транснефть» изучает такие покрытия в лабораторных условиях и пытается их внедрить. Они не являются полноценным аналогом покрытий сухого нанесения, но могут применяться для защиты морских сооружений при специфических условиях.
Денис Дьяченко, руководитель специализированного института по исследованию проблем коррозии и материаловедения ПАО «НК «Роснефть», рассказал о комплексном подходе к управлению коррозией. Такая политика развита за рубежом, ее основная цель — уменьшение последствий коррозии.
«Ущерб от коррозии измеряется достаточно крупными суммами — до 3,5% от ВВП. Если взять все страны, то это будет космическая цифра. Вся логика управления коррозией сводится к управлению конкретными коррозионными процессами на всех этапах жизненного цикла оборудования трубопроводов», — объяснил Денис Дьяченко.
Он заявил, что такая проблема требует именно комплексного подхода, который необходимо теперь использовать и внедрять в современных российских условиях.
«Вопрос коррозии очень сложный, и сегодня он не имеет универсального решения. Поэтому мы точно не останемся без работы», — резюмировал Андрей Анисимов.